Ниже описаны основные этапы на пути к освоению детьми навыка чтения.
Помните, что каждый ребенок развивается в собственном темпе, и каждый этап у всех занимает разное количество времени. Если у вас есть сомнения или опасения – обратитесь за консультацией к врачам или профильным специалистам. Раннее вмешательство – ключ к тому, чтобы помочь детям, испытывающим сложности в освоении навыков чтения.
Итак, какими навыками в области освоения чтения обладают дети разных возрастов?
Младенчество (до 1 года)
— дети узнают, что жесты и звуки имеют смысл
— реагируют, когда к ним обращаются
— направляют внимание на человека или объект
— понимают 50 и более слов
— знакомятся с книгами и перелистывают страницы картонных книжек (с небольшой помощью)
— реагируют на истории и картинки – озвучивая их или похлопывая
Ясельная группа (1-3 года)
— отвечают на вопросы и показывают объекты в книгах: «Где корова?», «Как разговаривает корова?»
— могут назвать знакомые предметы на картинках
— показывают называемые объекты
— могут притвориться, что читают книги
— заканчивают предложения в хорошо знакомых книгах и стихотворениях
— рисуют каракули на бумаге
— знают названия книг и узнают их по обложке
— переворачивают страницы картонных книжек
— имеют любимую книгу и просят часто её читать
Младшая группа детского сада (3 года)
— изучают книги самостоятельно
— слушают длинные рассказы, которые им читают вслух
— могут пересказать знакомую историю
— спеть короткую песенку
— рисовать похожие на буквы символы
— знают первую букву своего имени
— понимают, что буквы – не просто картинки
— имитируют процесс чтения книги вслух
Средняя группа детского сада (4 года)
— узнают значки и символы, особенно на вывесках и упаковках продуктов
— узнают рифмующиеся слова
— называют некоторые буквы алфавита (хороший показатель – 15-18 заглавных букв)
— узнают буквы своего имени
— пишут свое имя
— называют начальные буквы или звуки слов
— сопоставляют некоторые буквы со звуками
— начинают формировать представление о слогах
— используют знакомые буквы, чтобы пробовать писать слова
— понимают, что текст читается слева направо, сверху вниз
— пересказывают прочитанные истории
Старшая группа (5 лет)
— подбирают рифмы к словам
— сопоставляют некоторые произносимые и написанные слова
— пишут некоторые буквы, цифры и слова
— узнают некоторые написанные знакомые слова
— могут догадаться, что будет дальше в истории
— определяют звуки в начале, в конце и в середине коротких слов
— читают простые слова изолированно и в контексте
— могут пересказать основную идею, детали (кто, что, когда, где, почему, как), и воспроизвести последовательность событий в истории
Подготовительная группа и первый класс (6-7 лет)
— начинают читать знакомые истории
— «озвучивают» или расшифровывают незнакомые слова
— используют картинки и контекст, чтобы дать определение незнакомым словам
— используют некоторые знаки препинания и заглавные буквы
— воспроизводят историю в рисовании
— писать, организуя детали в логическую последовательность с началом, серединой и концом
Второй-третий класс (7-8 лет):
— начинают читать книги самостоятельно
— учатся читать вслух с правильным ударением и выражением
— используют контекст и изображения, чтобы определить незнакомые слова
— понимают концепцию абзацев, и начинают применять её в письменной форме
— правильно используют пунктуацию
— правильно произносят по буквам многие из слов
— пишут короткие сообщения (например, смс)
— понимают юмор в тексте
— используют новые слова, фразы или речевые обороты, которые ранее слышали
— могут проиллюстрировать самостоятельно написанный текст
Подбирайте книги по возрасту ребенка с помощью подборок на сайте 1000pages.ru.